1. Инвенция - двух или трехголосная пьеса, а) тип, основанный на периодической имитации - см. двухголосную инвенцию C-dur И.С. Баха, б) канонический тип инвенции -см. двухголосные инвенции F-dur и c-moll И.С. Баха, в) тип, имеющий в основе верти кальную перестановку голосов - см. двухголосную инвенцию И.С. Баха E-dur или трехго лосную инвенцию f-moll. г) тип "фугетта" - см. трехголосные инвенции E-dur, e-moll, A-dur.
2. Часть сюиты (Аллеманда, Куранта). Полифоническая пьеса имитационного склада в старинной двухчастной или трехчастной форме с повторениями частей. Образцы - сюиты И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
3. Ричеркар - трех или четырехголосная форма на одну или несколько тем. Образ цы - Фрескобальди "Fiori musicali" № 15, 16, 31, 32. А также ричеркары А. Вилларта, А. Габриели, Палестрины, Дж. Габриели (Вл. Протопопов "Из истории форм инструменталь ной музыки XVI-XVIII веков": Хрестоматия, № 3-6).
4. Канцона - трех или четырехголосное произведение с ритмическим контрастиро ванием разделов - см. канцоны Фрескобальди из "Fiori musicali" № 14, 18. 29, 35, или канцоны Дж. Габриели, М. Нери - Вл. Протопопов "Из истории форм" № 31, 37.
5. Токката, Фантазия - полифоническая пьеса, сочетающая в себе импровизаци онные (прелюдийные по складу) и имитационные разделы формы. Образцы - Фрескобаль ди "Fiori musicali" № 17, Я. Свелинк токкаты и фантазии из первого тома собрания сочи нений (Amsterdam, MCMLXXIV), Лист Фантазия и фуга на BACH
6. Фуга центрального периода барокко (добаховского времени). Три основных ти па, а) соединение нескольких экспозиций (с различной степенью каноничности голосов). Образцы - фуги И.А. Рейнкена, И.К. Фишера, И. Пахельбеля - см. Вл. Протопопов "Из ис тории форм" № 16, 18, 20, 21, Т. Мюллер "Полифонический анализ" № 232-234. б) много частная форма с ритмическим и мелодическим преобразованием темы (ричеркарный тип). Образцы - фуги С. Шейдта. ричеркар И. Пахельбеля - см. Вл. Протопопов "Из истории форм" № 10, 20. в) контрастно - составная форма (прелюдия - фуга). Образцы - Прелюдии и фуги Д. Букстехуде, В. Любека, Н. Брунса для органа. См. сборник пьес "Alte Meister des Orgelspiels" (Straube), Органные соч. Букстехуде т. 1, Т. Мюллер "Полифонический ана лиз" №238.
7. Фуга периода позднего барокко. Типы фуг И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, содержа щие характерные для данного периода структуры формы. Основные группы форм: а) про стая безрепризная форма; б) простые репризные формы; в) сложные репризные формы (da capo): г) формы с сонатными соотношениями разделов; д) формы с рондальными принци пами. Образцы - фуги И.С. Баха W. K1.1, II; 6 больших фуг Г.Ф. Генделя.
8. Хоральная прелюдия. Обработка протестантского хорала средствами имитаци онной и контрастной полифонии (для органа). Основные типы: а) контрастное двух- трех-голосие, сопровождающее хоральный с. f. - см. прелюдию "Wachet auf, ruft uns die Stimme" И.С. Баха (Peters, Orgelwerke VII, №57); б) имитационное сопровождение хорала (инвенция или фугетта в контрапункте с cantus firmus) - см. прелюдии "Wo soil ich fliehen hin" и "Wer nur den lieben Gott lasst walten" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №63 и 59); в) кано ническое изложение cantus firmus (если хорал в сопровождающих голосах, то канон варь ирует с. f.) - см. прелюдию "Vater unser im Himmelreich" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №52); г) партита на хорал (хоральные полифонические вариации) - см. прелюдию **0 Lamm Gottes, unschuldig" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №48).
9. Хоральная фуга (фугетта). Разновидность хоральной прелюдии, наиболее сложная по форме и полифонической технике. Основные типы: а) фугированный хорал (строфическая фуга) - см. кантату И.С. Баха №80 "Ein feste Burg" (BWV №80) или прелюдии №13, 14, 23, 28 (Peters, O.W. VI), №58 (Peters, O.W. VII); б) фуга на начальной фразе хорала см. прелюдию "Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №39-a); в) двойная строфическая хоральная фуга; г) фуга на самостоятельном материале с хоралом - см. прелюдию "Jesu, meine Freude" (Peters, O.W. VI, №29).
10. Фуга второго класса (класса В по Вл. Протопопову). Фуги как часть сюиты (жига) или инструментальной сонаты (для скрипки и клавира, флейты и клавира, органа) -см. жиги в клавирных сюитах И.С. Баха (английские №3, 4, 5, 6; французские №1, 3, 4, 5; партиты №3, 4, 5, 6); заключительные части сонат для скрипки и клавира № 1,2, 4; сонаты для органа №1 (Adagio и финал), №6 (Lento).
11. Фуга третьего класса (класса С по Вл. Протопопову). Первая часть кантаты для смешанного хора и оркестра (клавир), а) Контрастно - составная форма прелюдия -фуга (безрепризная форма - АВ). Образцы - кантаты И.С. Баха №75, 105, 46, 39. б) Кон трастно составная форма прелюдия - фуга - прелюдия (репризная форма ABA), в) Контра стно - составная форма прелюдия - фуга с синтезирующей репризой (в репризе контра пунктируют материал вступительного раздела и фуги). Образцы - кантаты И.С. Баха №45. 65,79, 102, 103.
12. Пассакалья (чакона). 8-10 вариаций на типовую барочную тему в нижнем го лосе. Верхний пласт голосов (их три или четыре) имеет самостоятельный тематический материал контрапунктически (гармонически) согласованный с темой ostinato. Примеры из музыкальной литературы: пассакальи (чаконы) Дж. Фрескобальди, И. Пахельбеля, Д. Бук-стехуде.
13. Пассакалья и фуга. Полифоническая пьеса по образцу Пассакальи И.С. Баха. Фактурные вариации завершаются двойной фугой (с совместной экспозицией) на тему -ostinato и фуги.
14. Сложная фуга (фуга-контрапункт). Сочинить фугу-вариацию к теме «Тати-тати», подобную вариациям композиторов «Могучей кучки», или фугу-контрапункт к теме сонаты (например, Д Скарлатти), данную в остинатном повторении.
15. Многотемная фуга. Фуга на классические темы, подобранные для возможного соединения их в заключительной части.
2. Часть сюиты (Аллеманда, Куранта). Полифоническая пьеса имитационного склада в старинной двухчастной или трехчастной форме с повторениями частей. Образцы - сюиты И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
3. Ричеркар - трех или четырехголосная форма на одну или несколько тем. Образ цы - Фрескобальди "Fiori musicali" № 15, 16, 31, 32. А также ричеркары А. Вилларта, А. Габриели, Палестрины, Дж. Габриели (Вл. Протопопов "Из истории форм инструменталь ной музыки XVI-XVIII веков": Хрестоматия, № 3-6).
4. Канцона - трех или четырехголосное произведение с ритмическим контрастиро ванием разделов - см. канцоны Фрескобальди из "Fiori musicali" № 14, 18. 29, 35, или канцоны Дж. Габриели, М. Нери - Вл. Протопопов "Из истории форм" № 31, 37.
5. Токката, Фантазия - полифоническая пьеса, сочетающая в себе импровизаци онные (прелюдийные по складу) и имитационные разделы формы. Образцы - Фрескобаль ди "Fiori musicali" № 17, Я. Свелинк токкаты и фантазии из первого тома собрания сочи нений (Amsterdam, MCMLXXIV), Лист Фантазия и фуга на BACH
6. Фуга центрального периода барокко (добаховского времени). Три основных ти па, а) соединение нескольких экспозиций (с различной степенью каноничности голосов). Образцы - фуги И.А. Рейнкена, И.К. Фишера, И. Пахельбеля - см. Вл. Протопопов "Из ис тории форм" № 16, 18, 20, 21, Т. Мюллер "Полифонический анализ" № 232-234. б) много частная форма с ритмическим и мелодическим преобразованием темы (ричеркарный тип). Образцы - фуги С. Шейдта. ричеркар И. Пахельбеля - см. Вл. Протопопов "Из истории форм" № 10, 20. в) контрастно - составная форма (прелюдия - фуга). Образцы - Прелюдии и фуги Д. Букстехуде, В. Любека, Н. Брунса для органа. См. сборник пьес "Alte Meister des Orgelspiels" (Straube), Органные соч. Букстехуде т. 1, Т. Мюллер "Полифонический ана лиз" №238.
7. Фуга периода позднего барокко. Типы фуг И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, содержа щие характерные для данного периода структуры формы. Основные группы форм: а) про стая безрепризная форма; б) простые репризные формы; в) сложные репризные формы (da capo): г) формы с сонатными соотношениями разделов; д) формы с рондальными принци пами. Образцы - фуги И.С. Баха W. K1.1, II; 6 больших фуг Г.Ф. Генделя.
8. Хоральная прелюдия. Обработка протестантского хорала средствами имитаци онной и контрастной полифонии (для органа). Основные типы: а) контрастное двух- трех-голосие, сопровождающее хоральный с. f. - см. прелюдию "Wachet auf, ruft uns die Stimme" И.С. Баха (Peters, Orgelwerke VII, №57); б) имитационное сопровождение хорала (инвенция или фугетта в контрапункте с cantus firmus) - см. прелюдии "Wo soil ich fliehen hin" и "Wer nur den lieben Gott lasst walten" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №63 и 59); в) кано ническое изложение cantus firmus (если хорал в сопровождающих голосах, то канон варь ирует с. f.) - см. прелюдию "Vater unser im Himmelreich" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №52); г) партита на хорал (хоральные полифонические вариации) - см. прелюдию **0 Lamm Gottes, unschuldig" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №48).
9. Хоральная фуга (фугетта). Разновидность хоральной прелюдии, наиболее сложная по форме и полифонической технике. Основные типы: а) фугированный хорал (строфическая фуга) - см. кантату И.С. Баха №80 "Ein feste Burg" (BWV №80) или прелюдии №13, 14, 23, 28 (Peters, O.W. VI), №58 (Peters, O.W. VII); б) фуга на начальной фразе хорала см. прелюдию "Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit" И.С. Баха (Peters, O.W. VII, №39-a); в) двойная строфическая хоральная фуга; г) фуга на самостоятельном материале с хоралом - см. прелюдию "Jesu, meine Freude" (Peters, O.W. VI, №29).
10. Фуга второго класса (класса В по Вл. Протопопову). Фуги как часть сюиты (жига) или инструментальной сонаты (для скрипки и клавира, флейты и клавира, органа) -см. жиги в клавирных сюитах И.С. Баха (английские №3, 4, 5, 6; французские №1, 3, 4, 5; партиты №3, 4, 5, 6); заключительные части сонат для скрипки и клавира № 1,2, 4; сонаты для органа №1 (Adagio и финал), №6 (Lento).
11. Фуга третьего класса (класса С по Вл. Протопопову). Первая часть кантаты для смешанного хора и оркестра (клавир), а) Контрастно - составная форма прелюдия -фуга (безрепризная форма - АВ). Образцы - кантаты И.С. Баха №75, 105, 46, 39. б) Кон трастно составная форма прелюдия - фуга - прелюдия (репризная форма ABA), в) Контра стно - составная форма прелюдия - фуга с синтезирующей репризой (в репризе контра пунктируют материал вступительного раздела и фуги). Образцы - кантаты И.С. Баха №45. 65,79, 102, 103.
12. Пассакалья (чакона). 8-10 вариаций на типовую барочную тему в нижнем го лосе. Верхний пласт голосов (их три или четыре) имеет самостоятельный тематический материал контрапунктически (гармонически) согласованный с темой ostinato. Примеры из музыкальной литературы: пассакальи (чаконы) Дж. Фрескобальди, И. Пахельбеля, Д. Бук-стехуде.
13. Пассакалья и фуга. Полифоническая пьеса по образцу Пассакальи И.С. Баха. Фактурные вариации завершаются двойной фугой (с совместной экспозицией) на тему -ostinato и фуги.
14. Сложная фуга (фуга-контрапункт). Сочинить фугу-вариацию к теме «Тати-тати», подобную вариациям композиторов «Могучей кучки», или фугу-контрапункт к теме сонаты (например, Д Скарлатти), данную в остинатном повторении.
15. Многотемная фуга. Фуга на классические темы, подобранные для возможного соединения их в заключительной части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий