24 апр. 2011 г.

А. Шнитке - Четвертая симфония (1984)


Четвертая симфония (1984), так же как и Третья, имеет уникальную художественную концепцию, основанную на раскрытие симфоническими средствами ритуального цикла из жизни Богородицы. Если во Второй симфонии Шнитке параллельно существовали, развивались и взаимодействовали два традиционных жанра – симфония и католическая месса, то в основу Четвертой положен католический розарий – 15 эпизодов из жизни Богоматери. Розарий не имеет прототипа в католической духовной музыке, хотя эта тема получила отражение в ряде произведений, в том числе в вокальном цикле П. Хиндемита «Житие Марии».

Известно, что эпизоды розария объединяются в три группы тайн [1]:
I. Радостные тайны:
1. Благовещение Ангела Деве Марии.
2. Посещение Елизаветы Марией.
3. Рождение Иисуса Христа.
4. Принесение Младенца Иисуса в Храм.
5. Обретение Иисуса в Храме Иерусалимском.
II. Скорбные тайны:
1.      Гефсиманское борение.
2.      Бичевание Иисуса Христа.
3.      Увенчание Иисуса терновым венцом.
4.      Крестный путь на Голгофу.
Распятие Иисуса Христа.
III. Славные тайны:
1.      Воскресение Иисуса Христа.
2.      Вознесение Иисуса Христа на небо.
3.      Сошествие Духа Святого.
4.      Успение Богоматери.
5.   Увенчание Девы Марии небесной славой.
Строение розария определило  общую форму симфонии – как одночастной композиции, состоящей из 15 вариаций на 4 темы, которые образуют три раздела. Наличие 4 тем вызвано желанием Шнитке объединить в симфонии четыре европейских конфессии: православие, иудаизм, католицизм и протестантизм. Каждая из тем имеет и свой лад, присущий музыке народов, исповедующих данную религию: Пример 28



Первая тема, основная для данной симфонии, звучит в синагогальном ладу. Трихорды этого лада, в отличие от других, основаны на уменьшенной терции, а при соединении трихордов образуются ув. 2, что подчеркивает его ориентальный характер.
Вторая – григорианская тема – имеет диатонический звукоряд с большими секундами между тетрахордами. Этот лад опирается на мажорное трезвучное основание, но верхняя часть его совпадает с обиходным ладом, что объединит в заключительном разделе симфонии эти темы.
Лютеранская – третья тема – имеет различные трихорды, что отличает ее от диатонической второй темы, а связующая их увеличенная секунда такая же, что и в первой теме.     
Последняя из тем – православная – имеет обиходный звукоряд. Сам Шнитке указал, что он воспользовался идеей Ю. Буцко расширить этот звукоряд, вводя в низком и высоком регистре хроматические ступени: внизу диезные, вверху – бемольные [2]. Характерной чертой обиходного лада служит уменьшенная октава, которая является общей и для других тем. Этот лад в Четвертой симфонии Шнитке опирается на минорную терцию.
Изложение, развитие и даже контрапунктическое взаимодействии тем в симфонии связано с формой канона. Канон определил и неконфликтный тип процессуальности в симфонии, и ее медитативный склад, подчеркнутый преобладанием умеренных и медленных темпов, и фугированный тип разрастания и свертывания пластовой фактуры, когда к одному канону, присоединяются со своими темами второй, третий канон. И каждый из них имеет свой принцип имитации, фактурное оформление линий, инструментовку, динамику и т. д. Канон выступает в симфонии как основной принцип музыкального мышления и, поэтому ее можно назвать, по аналогии с каноническими мессами, – “Sinfonia canonica”.
Каноны расположены в симфонии следующим образом:
Вступительный раздел: А  ц. 1-3 – на «синагогальной» теме.
Первый раздел (экспозиция «григорианской» темы + 5 вариаций):  В  ц. 4-9;  С   ц.10-14, D  ц. 15-18 (трехтемный канон),   E  ц. 19-23,  F ц. 23-26,  G  ц. 28-29.
Второй раздел (экспозиция «лютеранской» темы + 5 вариаций):  I  ц. 37-40;  К  ц. 46-50,  L  ц. 51-56, ц. 57-61,  М   ц.62-65,  N  ц. 66-75,  О  ц. 76-83,  Р ц. 85-92.
Третий раздел (экспозиция «православной» темы + 5 вариаций):  Q ц.93-97; R  ц. 98-100, S  ц. 101-107 («каноническая фуга»)  Т ц. 108-112 (тройной канон на «синагогальной», «православной» и «григорианской» темах),  U ц. 113-125 (полипластовый вариантный канон на «синагогальной» теме).
Заключение (кода) – полиостинатная форма объединяющая все 4 темы.
Канонический слой формы выразительно подчеркивает кульминационные пункты разделов симфонии. В первой части – это трехтемный канон в ц. 15-18; во второй части – канон-«бичевание» Христа (ц. 51-56) и крики, стоны переданные в интонациях lamento канона струнных (ц. 66-75); в третьей части – это динамичная «фуга» и тройной канон (ц. 108-112).



[1] См. об этом в статье М. Томиной «Четвертая симфония А. Шнитке. Особенности драматургии и стиля» // В сб.:Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний Шнитке-центра. Вып. 2. 2001. С.150-151
[2] См. об этом в книге А.В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке». –  М., 2005. С. 122, 67.

1 комментарий:

  1. Betway mobile app review for Kenya - KT Hub
    Read our Betway mobile app review for Kenya. Find 제주 출장샵 out how to access the Betway 김포 출장마사지 Mobile app from Kenya, a free betting app 나주 출장안마 and a 계룡 출장샵 lot 천안 출장샵 more to come.

    ОтветитьУдалить