Четвертая симфония (1984), так же как и Третья, имеет уникальную художественную концепцию, основанную на раскрытие симфоническими средствами ритуального цикла из жизни Богородицы. Если во Второй симфонии Шнитке параллельно существовали, развивались и взаимодействовали два традиционных жанра – симфония и католическая месса, то в основу Четвертой положен католический розарий – 15 эпизодов из жизни Богоматери. Розарий не имеет прототипа в католической духовной музыке, хотя эта тема получила отражение в ряде произведений, в том числе в вокальном цикле П. Хиндемита «Житие Марии».
I. Радостные тайны:
Известно, что эпизоды розария объединяются в три группы тайн [1]:
1. Благовещение Ангела Деве Марии.
2. Посещение Елизаветы Марией.
3. Рождение Иисуса Христа.
4. Принесение Младенца Иисуса в Храм.
5. Обретение Иисуса в Храме Иерусалимском.
II. Скорбные тайны:
1. Гефсиманское борение.
2. Бичевание Иисуса Христа.
3. Увенчание Иисуса терновым венцом.
4. Крестный путь на Голгофу.
Распятие Иисуса Христа.
III. Славные тайны:
1. Воскресение Иисуса Христа.
2. Вознесение Иисуса Христа на небо.
3. Сошествие Духа Святого.
4. Успение Богоматери.
5. Увенчание Девы Марии небесной славой.
Строение розария определило общую форму симфонии – как одночастной композиции, состоящей из 15 вариаций на 4 темы, которые образуют три раздела. Наличие 4 тем вызвано желанием Шнитке объединить в симфонии четыре европейских конфессии: православие, иудаизм, католицизм и протестантизм. Каждая из тем имеет и свой лад, присущий музыке народов, исповедующих данную религию: Пример 28
Первая тема, основная для данной симфонии, звучит в синагогальном ладу. Трихорды этого лада, в отличие от других, основаны на уменьшенной терции, а при соединении трихордов образуются ув. 2, что подчеркивает его ориентальный характер.
Вторая – григорианская тема – имеет диатонический звукоряд с большими секундами между тетрахордами. Этот лад опирается на мажорное трезвучное основание, но верхняя часть его совпадает с обиходным ладом, что объединит в заключительном разделе симфонии эти темы.
Лютеранская – третья тема – имеет различные трихорды, что отличает ее от диатонической второй темы, а связующая их увеличенная секунда такая же, что и в первой теме.
Последняя из тем – православная – имеет обиходный звукоряд. Сам Шнитке указал, что он воспользовался идеей Ю. Буцко расширить этот звукоряд, вводя в низком и высоком регистре хроматические ступени: внизу диезные, вверху – бемольные [2]. Характерной чертой обиходного лада служит уменьшенная октава, которая является общей и для других тем. Этот лад в Четвертой симфонии Шнитке опирается на минорную терцию.
Изложение, развитие и даже контрапунктическое взаимодействии тем в симфонии связано с формой канона. Канон определил и неконфликтный тип процессуальности в симфонии, и ее медитативный склад, подчеркнутый преобладанием умеренных и медленных темпов, и фугированный тип разрастания и свертывания пластовой фактуры, когда к одному канону, присоединяются со своими темами второй, третий канон. И каждый из них имеет свой принцип имитации, фактурное оформление линий, инструментовку, динамику и т. д. Канон выступает в симфонии как основной принцип музыкального мышления и, поэтому ее можно назвать, по аналогии с каноническими мессами, – “Sinfonia canonica”.
Каноны расположены в симфонии следующим образом:
Вступительный раздел: А ц. 1-3 – на «синагогальной» теме.
Первый раздел (экспозиция «григорианской» темы + 5 вариаций): В ц. 4-9; С ц.10-14, D ц. 15-18 (трехтемный канон), E ц. 19-23, F ц. 23-26, G ц. 28-29.
Второй раздел (экспозиция «лютеранской» темы + 5 вариаций): I ц. 37-40; К ц. 46-50, L ц. 51-56, ц. 57-61, М ц.62-65, N ц. 66-75, О ц. 76-83, Р ц. 85-92.
Третий раздел (экспозиция «православной» темы + 5 вариаций): Q ц.93-97; R ц. 98-100, S ц. 101-107 («каноническая фуга») Т ц. 108-112 (тройной канон на «синагогальной», «православной» и «григорианской» темах), U ц. 113-125 (полипластовый вариантный канон на «синагогальной» теме).
Заключение (кода) – полиостинатная форма объединяющая все 4 темы.
Канонический слой формы выразительно подчеркивает кульминационные пункты разделов симфонии. В первой части – это трехтемный канон в ц. 15-18; во второй части – канон-«бичевание» Христа (ц. 51-56) и крики, стоны переданные в интонациях lamento канона струнных (ц. 66-75); в третьей части – это динамичная «фуга» и тройной канон (ц. 108-112).
Betway mobile app review for Kenya - KT Hub
ОтветитьУдалитьRead our Betway mobile app review for Kenya. Find 제주 출장샵 out how to access the Betway 김포 출장마사지 Mobile app from Kenya, a free betting app 나주 출장안마 and a 계룡 출장샵 lot 천안 출장샵 more to come.