
1. Полифония. Контрапункт. Предыстория контрапункта строгого стиля (развитие многоголосия на протяжении IX - XIV вв.). Контрапункт строгого и свободного письма; к истории понятий; общая характеристика явлений.
2. Выразительные и формообразующие средства контрапункта строгого стиля (ритмическая организация, ладовые особенности и др.). Их отличия от выразительных средств контрапункта свободного стиля.
3. Простой и сложный контрапункт; функции голосов фактуры, классификация типов. Теория подвижного контрапункта.
4. Теория обратимого контрапункта. Формы обратимого контрапункта в музыке строгого и свободного стиля.
5. Имитация, виды имитаций, терминология. Имитационные формы в условиях простого и сложного контрапункта. Примеры из музыки разных эпох.
6. Из истории канона. Канон как форма самостоятельного произведения и часть композиции (на примере музыки XIII - XX вв.).
7. Техника письма на cantus firmus и сквозное имитационное письмо в контрапункте строгого стиля и в музыке последующих эпох. Полифонические формы в жанрах мессы, мотета, мадригала, песенных форм.
8. Фуга. Основные этапы ее развития. Предшественники баховской фуги (о композициях Пахельбеля, Фрескобальди, Букстехуде, Рейнкена, Фишера).
9. Классификация типов фуги у И.С. Баха. Особенности фуг классов А, B, C.
10. Многотемная (сложная) фуга. Типология форм. Особые разновидности фуг: фуга на хорал, каноническая фуга.
11. Основные компоненты фуги. Характеристика темы фуги, особенности ее строения ( на примере фуг Баха и других композиторов).
12. Теория ответа. Характеристика противосложения и интермедий. Эволюция этих компонентов фуги на протяжении XVIII-XX вв.
13. Строение фуги. Характеристика экспозиционного и послеэкспозиционных разделов формы. Соотношение ладофункционального строения фуги и ее архитектоники.
14. Большая полифоническая форма в композициях XVIII-XX вв.; ее структурные разновидности и функции.
15. Вариации на тему-ostinato (на примере творчества русских композиторов XIX-XX вв. — Глинки, Римского-Корсакова, Аренского, Танеева, Шостаковича, Свиридова и др.).
16. Вариации на тему - ostinato (на примере произведений западноевропейских компо-зиторов разных эпох в музыке XV-XVI и композиции мастеров XX века).
17. Принципы обработки хорала. Жанры хоральной прелюдии (“Vorspiel”) и фуги в творчестве Баха и других композиторов.
18. Полифонический цикл: типология, композиционные, художественные и стилевые черты формы. Историческая эволюция циклов «Прелюдий и фуг» от эпохи раннего барокко до современности.
19. Новые основания и формы полифонии в музыке ХХ века
20. Полифония И.С. Баха.
21. Полифония Г. Ф. Генделя.
22. Полифония Й. Гайдна и В.А. Моцарта.
23. Полифония Л. Бетховена.
24. Полифония в творчестве Мендельсона, Шумана, Шуберта.
25. Полифония в творчестве Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Рейхи.
26. Полифония И. Брамса и А. Брукнера.
27. Полифония Р. Вагнера и Р. Штрауса.
28. Полифония М. Регера и Г. Малера.
29. Полифония в русской музыке доглинкинского периода (В. Титов, М. Березовский, Д. Бортнянский).
30. Полифония М. Глинки.
31. Полифония композиторов “могучей кучки”.
32. Полифония П.Чайковского и А. Глазунова.
33. Полифония С. Танеева.
34. Полифония А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга.
35. Полифония И. Стравинского.
36. Полифония П. Хиндемита и Б. Бриттена.
37. Полифония Б. Бартока
38. Полифония в польской мухыке ХХ века (В. Лютославский, К. Пендерецкий).
39. Полифония Н.Я. Мясковского.
40. Полифония Д. Шостаковича.
41. Полифония Р. Щедрина.
42. Полифония А. Шнитке.
43. Полифония, Э. Денисова и С. Губайдулиной,.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
О с н о в н а я
1. Учебники и учебные пособия
1. Д у б р а в с к а я Т. История полифонии. Вып. 2-б. М., 1996.
2. Е в д о к и м о в а Ю. История полифонии. Вып. 1 и 2-а. М., 1983, 1889.
3. Е в д о к и м о в а Ю. Учебник полифонии. Вып. 1. М ., 2000.
4. П р о т о п о п о в В. История полифонии .Вып. 3, 4, 5. М ., 1985 - 87.
5. С и м а к о в а Н. Контрапункт строгого стиля и фуга, кн.1, 2. М ., 2001 -03.
6. С к р е б к о в С. Учебник полифонии. Изд. 3-е. М., 1965.
7. С п о с о б и н И. Музыкальная форма. Ч. II. Полифонические формы. Изд.5- е. М., 1972.
8. Ф р а е н о в В. Учебник полифонии. М., 1987.
2. Антологии и хрестоматии
9. Д э в и с о н А. и А п е л ь В. Историческая антология музыки. Кембридж, 1950.
10. И в а н о в - Б о р е ц к и й М. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 1. М ., 1933.
12. П р о т о п о п о в В. Из истории форм инструментальной музыки XVI —XVII веков. Хрестоматия. М., 1980.
13. П у с т ы л ь н и к И. Хрестоматия по канону. М., 1973.
14. П э р р и ш К., О у л Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. М., 1975.
15. С и м а к о в а Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.
3. Труды по истории и теории полифонии
16. А с л а н и ш в и л и С. Принципы формообразования в фугах И.С. Баха. - Тбилиси, 1975.
17. Б а т ь Н. Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита.// Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. М ., 1972.
18. Б о г а т ы р е в С. Двойной канон. М.-Л., 1947
19. Б о г а т ы р е в С. Обратимый контрапункт.—М., 1960.
20. В я з к о в а Е. Композиция «Искусства фуги» // Советская музыка 1984, №3.
21. В я з к о в а Е. Система сложного контрапункта в произведениях Палестрины (версии
творческого процесса) // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов ГМПИ имени
Гнесиных. Вып. 140. М ., 1997.
23. Григорианский хорал: Сб. науч. Трудов. М., 1981.
24. Д м и т р и е в А. Полифония - ведущий фактор формообразования. - В кн. Исследования, статьи, наблюдения. Л., 1989.
25. Д р у с к и н М. Пассионы и мессы И. С. Баха. Л., 1976
26. Д у б р а в с к а я Т. Итальянский мадригал XVI века.// Вопросы музыкальной формы.
Вып. 2. М ., 1972.
27. Д у б р а в с к а я Т. Звуковые образы ренессансной мессы // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону. 2001.
28. Д у б р а в с к а я Т. К проблеме определения ренессансного стиля в музыке // Музыка:
Творчество, исполнение, восприятие. Сб. науч. Трудов. М., 1992.
29. Д у б р а в с к а я Т. Стиль Палестрины в контексте музыкального искусства чинквеченто // Русская книга о Палестрине. Сб. науч. трудов МГК. Вып. 33. М ., 2002.
30. Е в д о к и м о в а Ю. История, эстетика и техникуа месс-пародий XV-XVI в. //Истори-ко-теоретические вопросы западноевропейской музыки (от Возрождения до Романтизма): Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып 40. М ., 1978.
31. Е в д о к и м о в а Ю. Органные хоральные обработки Баха // Русская книга о Бахе. М., 1985.
32. Е в д о к и м о в а Ю. Тематические процессы в музыке Палестрины // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.
33. Е в д о к и м о в а Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982.
34. Е ф и м о в а Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. М., 1998.
35. З а д е р а ц к и й В. Полифоническое мышление И. Стравинского. М., 1980.
36. З а д е р а ц к и й В. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита // Вопросы муз. формы. Вып. 1. М ., 1967.
37. З а д е р а ц к и й В. Современный симфонический тематизм: вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок. // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.
38. З у д о в а А. Некоторые аспекты формообразования в западноевропейской мессе XVI века (на основе анализа месс VI книги Дж. Палестрины // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на Дону. 2001.
39. З у д о в а А., Д у б р а в с к а я Т. К вопросу о музыкальном синтаксисе в мессах Палестрины// Русская книга о Палестрине. Сб. науч. трудов Вып. 33. М ., 2002.
40. К а т у н я н М. «Тенор правит кантиленой». К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения. // Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. трудов. М., 1982.
41. К л е й н е р Б. Глареан и его ладовая система // Из истории теоретического музыкознания. Сб. науч. трудов. М., 1990.
42. К о г о у т е к Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М., 1976.
43. К о н Ю Вопросы анализа современной музыки. Л., 1982.
44. К о р ч и н с к и й Е. К вопросу о теории канонической имитации. М., 1960.
45. К у з н е ц о в И. Теоретические основы полифонии XX века. М., 1994.
46. К у з н е ц о в И. Сложный контрапункт в мессах Палестрины// Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. трудов МГК. М., 1992.
47. К у з н е ц о в И. О взаимодействии принципов гармонии и контрапункта в музыке Палестрины и Лассо // Русская книга о Палестрине. Сб. науч. трудов МГК. Вып. 33, М ., 2002.
48. К у з н е ц о в И. Принцип пародии в мессах Палестрины.// Русская книга о Палестрине. Сб. науч. трудов МГК. Вып 33, М ., 2002.
49. К у р т Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931
50. К у ш н а р е в Х. О полифонии. М., 1971.
57. О р л о в Г. Военный реквием Бриттена// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Л ., 1967.
58. П р о т о п о п о в Вл. Анализ двух месс Жоскена Де Пре по рукописным источникам// Музыка: Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. трудов МГК. М., 1992
59. П р о т о п о п о в Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI —начала XIX веков. М., 1979.
60. П р о т о п о п о в Вл. Принципы музыкальной формы И.С. Баха. М., 1981.
61. П у с т ы л ь н и к И. Подвижной контрапункт и свободное письмо. Л., 1967.
62. С и м а к о в а Н. Бах и Танеев// Русская книга о Бахе. М., 1986.
63. С и м а к о в а Н. Дискретное остинато как выражение игрового принципа в музыке Возрождения. // Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989.
64. С и м а к о в а Н. И.С. Бах и традиции музыкального искусства XV-XVIвеков// Проблемы музыкального стиля И.С. Баха, Г. Генделя. М., 1985.
65. С и м а к о в а Н. Мелодия L home arme и ее преломление в мессах эпохи Возрождения//Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.
66. С и м а к о в а Н. Палестрина: ор.1 // Русская книга о Палестрине. Сб. науч. трудов МГК. Вып. 33., М., 2002.
67. С к р е б к о в С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
68. С к р е б к о в С. Система Фукса//Скребков С.С. Избранные статьи. М., 1980.
69. Т а н е е в С. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959.
70. Т а н е е в С. Учение о каноне . М. 1929.
71. Т а р а с е в и ч Н. Repleatur os meum laude: мотет Жаке – месса Палестрины//Русская книга о Палестринею Сб. науч. трудов МГК. Вып. 33. М ., 2002.
72. Т а р а с е в и ч Н. «Тема» как категория в музыкальной теории XV-XVI веков\\Музыка: Творчество, исполнение, восприятиею Сб. М., 1992.
73. Т а р а с е в и ч Н. Сложный контрапункт: теория и творческая практика. Сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 140. М ., 1997.
74. Т а р а с е в и ч Н. Число и его значение в музыкальной композиции Возрождения (на примере мессы Graecorum Я. Обрехта.//Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. трудов МГК. М., 1992.
75. Т и м о ф е е в Н. Превращаемость простых канонов. М., 1981.
76. Ф е д о с о в а Э. Обработки хоралов в кантатах Баха// Полифоническая музыка. Вопросы анализа. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып 65. М ., 1983.
77. Ф р а н т о в а Т. Полифония А. Шнитке. Ростов-на-Дону. 2004.
78. Х о л о п о в Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития// Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.
79. Х о л о п о в Ю. XVI-XXI: Палестрина и Денисов//Русская книга о Палестрине. Сб. науч. тр. МГК. Вып. 33. М ., 2002.
80. Х о л о п о в а В., и Ч и г а р е в а Е. Альфред Шнитке. М., 1990.
81. Х о м и н ь с к и й И. История гармонии и контрапункта. Киев., 1975.
82. Ч у г а е в А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975.
83. Э с к и н а Н. Принцип «комментирования» в хоральных обработках барокко// Проблемы теории западноевропейской музыки XII-XVII веков. Сб. трудов Гмпи им. Гнесиных. Вып. 65. М ., 1983.
84. Ю ж а к К. Некоторые вопросы современной теории сложного контрапункта // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.4.Л.,1965.
85. Ю р а с о в а Т. Принцип работы с c.f. в мессах Я. Обрехта// Проблемы теории западноевропейской музыки XII-XVII веков. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып.65. М., 1983.
4. Практические руководства
86. З о л о т а р е в В. Фуга. Руководство к практическому изучению. Изд. З-е. М., 1965.
87. К ш е н е к Э. Упражнения в контрапункте, основанном на двенадцатитоновой технике. // Музыкальное искусство ХХ века. Труды МДОЛК им. П.И Чайковского. М., 1988.
89. П а в л ю ч е и к о С. Руководство к практическому изучению основ инвенционной полифонии. М., 1953.
90. П у с т ы л ь н и к И. Практическое руководство к написанию канона. Л., 1975.
91. Ю ж а к К. Практическое пособие к написанию и анализу фуги. Петрозаводск - Санкт-Петербург, 1998.
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
92. Д е н и с о в Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники. //
Музыка и современность. Вып. 7. М ., 1971
93. Д о л ж а н с к и й А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Л., 1963.
94. Д ь я ч к о в а Л. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики. М., 1992.
95. Е в с е е в С. Русская народная полифония: Уч. пособие. М., 1960.
96. Е к и м о в с к и й В. Оливье Мессиан. Жизнь и творчество. М., 1987.
97. К е р ш н е р .Л. Народнопесенные истоки мелодики Баха. М., 1959.
98. К у з н е ц о в И. Сонорные аспекты полифонии Эдисона Денисова. // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929–1996). Научные труды Московской государственной консерватории. М., 1999.
99. И в а ш к и н А. Чарлз Айвз и музыка ХХ века. М., 1991.
101. Т а н е е в С. Из научно-практического наследия / составит Ф.Арзаманов/. М., 1967.
102. Т ю л и н Ю. Искусство контрапункта. М., 1964.
103. Х о л о п о в Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. М., 1972.
104. Х о л о п о в а В, Р е с т а н ь о Э. София Губайдулина. М., 1996.
105. Ц е н о в а В. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. М., 2000.
106. Ч у г а е в А. Нетрадиционные виды полифонического формообразования в хоровых фугах Генделя. // Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки. Памяти А.Г. Чугаева. Сб. трудов, вып. 1. Тверской педагогический кол-ледж. Тверь, 1997.
107. Ю ж а к К. О природе и специфике полифонического мышления. // Полифония. М., 1975
108. Ю ж а к К. Некоторые вопросы современной полифонии как системы музыкального мышления. Автореферат дисс. Л., 1972
Комментариев нет:
Отправить комментарий